Как политик Таави Рыйвас, по его словам, всегда предпочитал действовать, а не пребывать, так сказать, в зоне комфорта.
В последние три недели события развиваются стремительно: не успели мы толком удивиться выбору Партии реформ, как новое правительство уже приступило к работе. Быстрые ходы продиктованы нежеланием упустить власть или стремлением не допустить, чтобы страна надолго осталась без премьер-министра?
Когда Сийм Каллас отказался от поста премьер-министра, это стало для Партии реформ таким же сюрпризом, как и для всей общественности. В этот момент нами двигало желание предпринять решительный шаг, что и было сделано.
В какой регион вы планируете в первую очередь отправиться с визитом в качестве премьер-министра? С учетом нынешней ситуации начать, наверное, стоит с Ида-Вирумаа?
Планирую поочередно, в зависимости от размера, посетить все города Эстонии. Всю свою жизнь я жил и работал в Таллине, в первую очередь собираюсь поехать в Тарту, затем в Нарву.
Премьер-министр Таави Рыйвас будет встречаться с мэром Таллина Эдгаром Сависааром? Андрус Ансип избегал таких встреч.
Если решение какого-нибудь рабочего вопроса предполагает встречу с Эдгаром Сависааром, то она не будет отложена из-за моего личного отношения к нему и из-за того, что наши взгляды на ситуацию внутри страны и внешнюю политику расходятся. Но политического сотрудничества с ним я не представляю.
Вы, пожалуй, первый премьер-министр, имеющий продолжительный опыт парламентской работы. Насколько хорошо вы знакомы с работой местных самоуправлений?
В 2004-2005 годах я был старейшиной Хааберсти, в 2005-2007 годах участвовал в работе Таллинского городского собрания. Почти шесть лет был депутатом Рийгикогу, в парламентарной стране опыт работы в парламенте, несомненно, пригодится премьер-министру. Собственно, он пригодится на любом министерском посту.
Какой в этом смысл, если правительство не прислушивается к Рийгикогу?
У меня есть серьезные планы насчет того, как вывести сотрудничество правительства и Рийгикогу на новый уровень. Если до сих пор к подготовке наиболее значимых для парламента законопроектов принято было привлекать специалистов, то теперь это должно стать не просто традицией, а железным правилом. Все должно быть прозрачным, это позволит парламенту адекватно оценивать процесс со своей стороны.
Социал-демократы предложили включить в новый коалиционный договор пункт о том, что депутат Рийгикогу может одновременно быть и членом местного городского или волостного собрания. Вы поддержали это предложение?
Коалиционный договор это предусматривает, жизнь покажет, многие ли воспользуются этой возможностью. В любом случае это хорошо.
Считается, что временные правительства легко рождаются: за серьезные проблемы они не берутся, в жизнь претворяют только основные обещания. В итоге у всех отличное настроение, да и смотритесь вы все вполне симпатично.
Думаю, что не это главное. За плечами у многих большой опыт работы в правительстве и парламенте. Все мы дополняем друг друга.
Что касается разговоров о том, какими бывают правительства переходного периода, то мне бы не хотелось развивать эту тему. Посмотрим, насколько временное это правительство. Куда важнее то, как все следующие правительства относятся к работе своих предшественников.
Мы не должны исходить из того, что все, что делалось до нас, делалось неправильно. Конечно, мы смотрим на все под своим углом зрения, у нас более свежий взгляд. Любое правительство должно иметь свое лицо.
Какие обещания, кроме повышения детских пособий и обеспечения безопасности, вы хотели бы претворить в жизнь до выборов?
Кроме этого мы обещали также снизить подоходный налог. Это три главные задачи, имеющие одинаково важное значение.
Я бы отметил еще одну задачу, связанную с демократическим пакетом, а именно с возможностью повышения конкуренции в эстонской политике, чтобы, например, в будущем на пути новых партий в парламент не стояли финансовые препятствия, чтобы было больше шансов заниматься реальными делами.
Но ведь это так трудно - привлекать людей к решению задач!
Так не должно быть!
Недавно, еще когда я был на посту министра социальных дел, вместе со всеми участниками договора доброй воли (договор «Об обеспечении жизнеспособности системы здравоохранения» заключили общественные организации и учреждения, имеющие отношение к здравоохранению и медицине, в 2012 году. - Ред.) мы обсуждали все значительные решения в области здравоохранения.
Я получил очень хороший опыт и убедился в том, что, когда серьезные решения заранее обсуждаются, они всегда находят широкую поддержку. Многие серьезные шаги были предприняты после таких дискуссий. Например, реформа скорой помощи, сотрудничество больниц в уездных центрах и т.д.
Если вы возглавите Партию реформ, то благодаря демократическому пакету вы будете растить себе конкурентов!
Не нужно бояться никакой конкуренции. Конкуренция необходима не только в бизнесе, но и в политике. Честная, прозрачная конкуренция, понятные всем правила - это очень важно.
В какой сфере вы видите подводные рифы, проблемы?
Премьер-министр должен решать сложные задачи, и не всегда решения могут быть позитивными.
Одна из сложнейших задач, которая стоит перед любым правительством, связана с составлением государственного бюджета. Нынешние обещания имеют бюджетное покрытие, но, тем не менее, повод для определенного беспокойства имеется. Составление бюджета - задача непростая.
Вы готовы к тому, чтобы рисковать, выражать несогласие с партией, принимать непопулярные решения до выборов? Вы хотите состояться как премьер?
Ответом на этот вопрос могут служить мои прежние дела и поступки, я всегда предпочитал делать дела, а не находиться в зоне комфорта.
Будучи министром социальных дел, я провел реформу скорой помощи, которая определенно не была на сто процентов популярной и вызывала немало опасений. Сегодня очевидно, что она была необходима. Проще было бы ничего не менять.
Министр может и не предпринимать ничего значительного, но на посту министра социальных дел я ставил себе амбициозные задачи, и жду того же от министра социальных дел Хельмен Кютт и министра здравоохранения и труда Урмаса Круузе.
Если бы я искал легкой жизни, то вряд ли летом 2009 года, за два дня до принятия дополнительного бюджета, согласился бы возглавить финансовую комиссию Рийгикогу.
Урмаса Клааса предложили кандидатом на пост мэра Тарту для того, чтобы освободить для Андруса Ансипа место в списке баллотирующихся в Европарламент?
Почему-то все считают, что мы в партии только тем и занимаемся, что продумываем шахматные ходы на восемь лет вперед! Повторю: решение Сийма Калласа стало неожиданностью для всех нас. Поскольку мы не могли этого предвидеть, то как можно говорить о некоем хитром плане на пять лет вперед.
Выдвижение Клааса на пост мэра Тарту - это вполне логичный шаг. В какой-то мере я несу ответственность за эту рокировку, поскольку пригласил Круузе в правительство, я считаю, что он справится на посту министра здравоохранения и труда. Кому как не мне знать содержимое этого портфеля, опыт Урмаса Круузе на посту мэра Тарту очень пригодится в этой работе.
Новая ситуация позволит Ансипу, самому европейски ориентированному эстонскому политику, получить мандат Европарламента. Это вполне логично, так что не было никакого хитроумного плана.
На выборах в Европарламент Ансип окажется первым номером вашей партии, Каю Каллас отодвинули на задний план.
Партия заинтересована в том, чтобы Ансип баллотировался под первым номером. Насколько мне известно, Ансип и Кая Каллас обсуждали этот вопрос друг с другом. Еще раз скажу: вполне логично, что под первым номером баллотируется политик, имя которого известно в Европе.
Кроме того, на пост еврокомиссара, как правило, претендуют те, кто имеет мандат Европарламента, а не только правительства своей страны. На мой взгляд, так и должно быть.
Интересные ходы. Партия реформ может рассчитывать на два места из шести в Европарламенте?
Любая партия, идя на выборы, тщательно продумывает свой список, но в данной ситуации не столько партия, сколько Эстония в целом заинтересована в том, чтобы ее представлял в Европарламенте человек, имеющий такой опыт работы, как Ансип. И будет неправильно, если мы не используем этот опыт в Европарламенте и затем на посту еврокомиссара.
На съезде Партии реформ, который пройдет в воскресенье, вас выберут председателем партии. Вы очень уверены в себе, прошло совсем немного времени, а вы уже ведете себя так, словно давно занимаете пост премьер-министра. Партию реформ часто упрекают в высокомерности и заносчивости. Как вы думаете, вам удастся не демонстрировать свою уверенность сверх меры, не перейти ту зыбкую грань, которая отделяет уверенность от надменности? В общем, удастся ли изменить или даже спасти имидж Партии реформ?
Я остаюсь самим собой. Я искренне верю, что если хорошо работать, вкладывать в работу всю душу, то можно заслужить поддержку и доверие людей.
Заниматься исправлением имиджа - это не мое. Если мне до сих пор удается оставаться самим собой, даже если это кому-то не нравится, это лучше, чем становится имиджмейкером.
Андрус Ансип, выступая в 2005 году в парламенте, сослался на предыдущего премьер-министра Сийма Калласа, который считал, что Эстония не может выстраивать свою стратегию по чужому примеру. Если вы разделяете мнение своего предшественника, то чем, на ваш взгляд, мы можем отличаться от других?
Многие ведущие зарубежные политики говорили мне о том, что, с их точки зрения, отличие Эстонии состоит в ее амбициозности, в том, что она ставит перед собой высокие цели, стремится многого добиться. Это объясняется нашей верой в то, что мы могли бы жить не хуже тех, кто в Европе живет хорошо.
Конечно, этого невозможно добиться сразу. Мы быстро развиваемся, но для того, чтобы догнать других, нужно развиваться еще быстрее. Следовательно, мы не можем никого копировать.
Когда в своей речи в парламенте я говорил о том, что нам не нужен большой государственный нарратив, т.е. навязанная цель, я имел в виду, что наша главная задача состоит в том, чтобы создать такую среду, которая позволит любому человеку воплотить в жизнь свою мечту. Перед нами стоят 1,3 миллиона больших задач, которые мы станем решать общими усилиями.
Наша самая большая задача - помочь людям стать счастливыми и создать для этого все предпосылки.