Вопрос о новых штрафах поднимался в правительстве России во время обсуждения 3-й секции ЦКАД. «Мы должны обращать внимание не только на сиюминутные выгоды и сокращение стоимости строительства, надо смотреть и на полную стоимость эксплуатации на протяжении полного жизненного цикла, что, с одной стороны, сокращает затраты государства, а с другой - помогает стимулировать использование новых технологий»,- заявил вице-премьер Михаил Абызов.
Как сообщили в Белом доме, аудиторы проекта рекомендовали отказаться, в частности, от ручного сбора платы за проезд. «Предложение об организации автоматической оплаты проезда потребует в том числе внесения поправок в законодательство (так, сейчас не предусмотрены санкции за неоплату проезда),- пояснили в 'Открытом правительстве'.- Соответствующие предложения подготовит 'Автодор'». На примере 3-го участка ЦКАД аудиторы, в частности, посчитали, что, отказавшись от шлагбаумов, можно было бы добиться экономии 15 млрд руб.
На всех платных участках ГК «Автодор» используются пропускные пункты сборы платы гибридной системы: часть терминалов принимают оплату вручную, часть - пропускают водителей безконтактным способом оплаты (с помощью транспондеров). Но в обоих случаях до момента оплаты шлагбаум находится в закрытом состоянии. Современные бесконтактные системы позволяют списывать деньги с чипа довольно быстро: проезжать пункт оплаты можно на скорости до 40 км/ч. Тем не менее транспондеры пока есть не у всех, поэтому шлагбаумы периодически провоцируют пробки, особенно часто это наблюдалось в первое время работы платного участка М4 «Дон». Аналогичная ситуация возникала и на новой объездной дороге вокруг Одинцово. Обсуждаемая в правительстве система называется freeflow и применяется в основном в странах Южной Америки (к примеру, в Чили). Кроме того, платные дороги без шлагбаумов работают в Израиле, Португалии. С 2015 года по аналогичному принципу деньги будут взимать за проезд по федеральным дорогам 12-тонных грузовиков.
«Мы рассматриваем систему freeflow как удобный и выгодный для пользователей и операторов способ взимания платы за проезд по дорогам,- поддержали инициативу в Северо-западной концессионной компании (строит платную дорогу Москва-Санкт-Петербург).- Однако в настоящее время мы видим сложности внедрения ее в России, связанные в большей степени с отсутствием необходимой нормативной базы».
«Для этого понадобятся поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Но пока платных дорог довольно мало, поэтому этот вопрос мне кажется неактуальным,- считает зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.- На западе шлагбаумы прекрасно работают, никто не жалуются. Мне кажется, кто-то хочет нажиться на информационной системе, которая будет считывать номера проезжающих машин. Лучше бы подумали об увеличении разрешенной скорости на платных дорогах».